События царствования Александра Македонского

В течение всего лишь десятилетия
была создана держава, равной которой до тех пор' не знало человечество.
Греко-македонские войска проникли в отдаленные области Азии, о самом
существовании которых прежде не было никаких известий. Мгновенно
расширились рамки античного мира, и греческая культура распространилась
вплоть до Индии. Началась эпоха эллинизма — время синтеза культурных
традиций Востока и Запада, когда возникает новое, космополитическое
мировоззрение и подготавливается почва для появления мировой религии.
Огромный интерес в течение веков вызывал сам образ Александра —
непобедимого полководца, отважного воина, мудрого правителя, прекрасного
юноши, умершего в расцвете сил и славы.

Македонского царя сопровождали образованные греки, и вскоре после смерти
Александра появились многочисленные сочинения о его великих походах.
Некоторые из писателей могли опираться на документальные материалы,
прежде всего придворные дневники, так называемые «эфемериды». О
характере этого источника среди исследователей нет единодушия. Но в
любом случае существенные расхождения между позднейшими греческими
историками даже в изложении последовательности событий показывают, что
«дворцовый журнал» не был надежной основой всего повествования.


Вероятно, какая-то информация
распространялась благодаря письмам Александра матери и близким. Впрочем,
вскоре после его смерти появились чисто литературные сочинения в форме
писем македонского царя и достоверные сведения стали обрастать
фантастическими подробностями. Что из сохранившихся писем на самом деле
принадлежит времени Александра — не всегда может быть установлено.

Официальную историю похода составлял Каллисфен, ставший спутником
македонского царя по рекомендации его учителя Аристотеля. Сохранившиеся
фрагменты этого сочинения свидетельствуют о том, что описание событий
давалось в патетическом, приподнятом тоне и должно было льстить
тщеславию великого полководца.

Некоторые из соратников Александра также оставили свои воспоминания. Его
ближайший сподвижник Птолемей Лаг, ставший царем Египта, в своих
мемуарах стремился прославить великого македонца, считая себя его
законным наследником. Записки о виденном и слышанном оставили флотоводец
Неарх,. архитектор Аристобул, царский кормчий Онесикрит и распорядитель
двора Харет из Митилены. Некоторые из этих произведений имели характер
связного литературного повествования, другие состояли из отдельных
очерков. Одни авторы склонны к философствованию на общие темы, внимание
других привлекали чудеса природы далеких стран, третьи бесхитростно
описывали военные действия, ход битв и передвижения войск. Ни одна из
этих книг не дошла до нашего времени, но именно из них черпали
информацию все те, кто позднее писал об Александре.


В период раннего эллинизма появился обширный труд в двенадцати книгах
«Об Александре». Автор его, Клитарх, жил в Александрии и был сыном
Динона, сочинителя персидской истории. Судя по отзывам древних
писателей, книга Клитарха была более похожа на роман, чем на строго
историческое повестиование. Она изобиловала описаниями фантастических
приключений и необыкновенных подвигов. Автор был склонен к
преувеличениям разного рода: если битва, то со слонами, если победа — с
грудами трупов и реками крови. В этом смысле сочинение Клитарха
полностью отвечало литературным вкусам публики эллинистического времени
с ее тягой к необычайному, к эффектам, драматизму, крайнему напряжению
страстей. Образованные греки, а затем и римляне иногда посмеивались над
напыщенным стилем писателя и его склонностью к небылицам, однако Клитарх
имел устойчивую популярность. Еще в I в. н.э. Плиний Старший в
«Естественной истории» называл его «знаменитым автором». Как
увлекательное чтение книга Клитарха затмила и вытеснила более раннюю
мемуарную литературу, принадлежавшую непосредственным участникам похода.

В эллинистическое время имя Александра было в высшей степени актуально:
ведь к нему возводили свое происхождение династии Египта, Сирийского
царства, Македонии и других государств, возникших в результате распада
его державы. Римские завоевания в Средиземноморье также вызывали в
памяти деяния Александра. Некоторые писатели тогда задавались
риторическими вопросами типа: что было бы, если бы Александру пришлось
сражаться с римскими легионами? Другие вспоминали исторический анекдот о
том, как разбойник ответил Александру, что различие между ним и царем не
в целях, а лишь в масштабах деятельности.


Борьба за власть между полководцами в конце республики придала образу
Александра новую значимость. Практически каждый из них — Помпеи и
Цезарь, Антоний и Октавиаи — стремился подражать знаменитому завоевателю
мира. Отзвуки александровской традиции проявляются и в самом оформлении
власти — уподоблении военных экспедиций римлян мифическим походам Отца
Либера и Геркулеса. С другой стороны, судьба Александра давала
богатейшую пищу для философских рассуждений о непрочности человеческих
успехов, а также для споров о том, что именно является основой —
достоинства и доблесть самого человека или изменчивое счастье. Общие
понятия морали — жестокость и милосердие, гордыня и смирение —
становились предметом обсуждения ораторов, философов, историков на
примерах из жизни великого македонца.